Есть над чем задуматься в словах старца Паисия Святогорца, который очень тонко чувствовал духовные недуги нашего времени. Он говорил, что самая большая проблема современных людей — это бесконечный поток тревожных и суетных мыслей, которые лишают нас покоя. По его мнению, исцелить эту внутреннюю суматоху может только Христос через обретение душевной тишины. Но для этого человеку самому нужно сделать шаг навстречу — покаяться и всем сердцем обратиться к Богу.

Старец Паисий с тревогой отмечал, как дух этого мира, с его погоней за земными благами, проникает в жизнь христиан и ослабляет их. Люди начинают терять духовный тонус, и есть опасность, что православный дух подвижничества, на котором всегда держалась Церковь, может угаснуть.

Что самое печальное, современное общество не просто потакает этой слабости, но и создает законы, которые ее узаконивают, заставляя даже тех, кто стремится к духовной жизни, следовать общим расслабленным правилам. Поэтому тем, кто сегодня идет путем духовным, важно не только противостоять этому влиянию, но и не сравнивать себя с людьми мирскими, не гордиться своими скромными успехами. Иначе можно легко скатиться в такое же расслабление и стать даже хуже тех, кто и не думал о духовной жизни.

К сожалению, стремление получить максимум результата при минимуме усилий, характерное для нашего века, затронуло и многих верующих. Люди хотят достичь святости, особо не напрягаясь. Но так не бывает. Старец напоминал, что святые всё преодолели путем огромного труда и жертвы. Он радовался, видя, как молодежь тянется к вере и монашеству, но одновременно его сердце болело. Он видел в этих людях хорошее, хотя правильная «закваска» в них отсутствует. В итоге, без должного духовного руководства и труда, этот потенциал не раскрывается, и «хлеб» получается пресным.

Еще одна интересная мысль касается нашего «умного» времени. Почему, задавался вопросом старец, современные «образованные» христиане так редко становятся свидетелями чудес? Ответ прост: их разум, их железная логика отсекает все, что в нее не укладывается. Они полны сомнений и вопросов, которые подрывают основы веры. Древние же христиане были просты сердцем и смиренны, их вера была подобна детской, и потому для них чудеса были естественной частью жизни. Чудо ведь не объясняют логикой — его переживают лично.

Чтобы понятнее обрисовать разницу в мышлении, старец приводил очень наглядный пример. Представьте себе мирского человека: он хочет, чтобы его двор выглядел идеально чисто, ведь его видят соседи. Он тщательно подметает всю грязь и мусор, а потом… заносит все это в свой дом, чтобы снаружи было красиво. Главное — внешнее. А вот духовный человек поступает наоборот. Он начинает уборку изнутри, из своего дома — своей души. Он выносит весь мусор наружу, совершенно не заботясь о том, что подумают или скажут окружающие.

Чем дальше мы уходим от простой, естественной жизни в сторону роскоши и надуманного комфорта, тем больше нас одолевает страх перед завтрашним днем. И чем больше в обществе становится внешней, показной вежливости, тем меньше остается искренней простоты, настоящей радости и той самой теплой человеческой улыбки, которая идет от сердца.

Кстати, о сравнениях: дьявол очень любит подталкивать нас сравнивать себя с теми, кто, как нам кажется, хуже нас, чтобы мы возгордились. А вот признак настоящего духовного человека, особенно священника, совсем в другом. Он невероятно строг к себе, но при этом очень снисходителен и милосерден к другим. Он никогда не станет размахивать церковными правилами, как дубинкой, чтобы осудить кого-то. Если же у священника много духовных детей, старец советовал уделять больше внимания самым усердным и благоговейным. Ведь именно они, укрепившись в вере, потом смогут помочь и остальным.

И самое главное, что стоит помнить: чем крепче связь человека со Христом, тем меньше в его сердце остается места для страха.

Меню

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой использования файлов cookie и сервиса Яндекс.Метрика.